версия для слабовидящих
banner

Межвузовская научно-практическая конференция-семинар «Электронный учебник как инструмент преподавания гуманитарных наук».

Редактор admin на . Помещено в Архив конференций и семинаров

15-го июня 2012 года в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский институт лингвистики» состоялся Межвузовский научно-практический Круглый стол «Электронный учебник как инструмент преподавания гуманитарных наук», организованный совместно сектором науки НОУ ВПО «МИЛ», Институтом гуманитарных наук МГПУ и лабораторией модернизации гуманитарного образования в мегаполисе НИИСО МГПУ.

Участников Круглого стола приветствовала проректор по научной работе НОУ ВПО «МИЛ» Алла Викторовна Кирилина, отметившая ценность и важность совместной работы ведущих московских и российских вузов в ходе обсуждения выбранной, чрезвычайно актуальной для высшего и среднего образования темы, решение которой возможно лишь в ходе открытого диалога.

Формат Круглого стола позволил в полной мере высказаться и ответить на возникшие вопросы основным докладчикам, а также провести обмен мнениями и накопленным опытом в ходе развернувшейся дискуссии.

Слово для первого доклада на тему «Учебник истории – традиционная или электронная форма?» было предоставлено директору Института гуманитарных наук МГПУ кандидату исторических наук профессору Виктору Васильевичу Кириллову. Докладчик отметил существующую в современной системе образования «двойственность» в виде использования наряду с традиционными бумажными носителями (учебниками) их электронных оригинал-макетов. Последние не могут считаться в полной мере «электронными учебниками», поскольку не выполняют своих основных функций: они выступают как единый «монологический объём», исключающий либо не включающий учебно-методические рекомендации и самостоятельную работу. Участникам Круглого стола был представлен действующий дополненный вариант учебника истории, состоящий из 117 мультимедийных блоков, объединённых в 23 учебных модуля. Каждая часть электронного конструкта содержит обучающие лекционные блоки, контрольные вопросы, глоссарий, персоналии, исторические карты, схемы и таблицы, позволяющие самостоятельное решение поставленных задач, собственно, как студенту, так и преподавателю курса.

Со своим коллегой согласился главный редактор журнала «Русская словесность», заведующий кафедрой русской словесности и музейной педагогики МИО Александр Иосифович Княжицкий. Его доклад «Электронный учебник по литературе. Возможно ли это?» особо отмечал необходимость различения так называемых «учебников на электронных носителях» и собственно «электронных учебников», основной особенностью которых остаётся выстраивание диалога с пользователем.

Кандидат исторических наук доцент кафедры отечественной истории МГПУ Игорь Львович Андреев в докладе «Электронное приложение к учебникам высшей школы как новый тип работы преподавателя и студента» указал на необходимость совместной и согласной работы технических служб и авторов курсов при создании конечного качественного продукта.

Для дальнейшего обсуждения были сформулированы следующие тезисы:

  • Возможности создания базового сетевого учебника с неограниченным объёмом.
  • Включение в «электронный учебник» методических рекомендаций, инструкций – как для обычных пользователей, так и для специалистов.
  • Создание настоящего интерактивного сопровождения с учётом современного визуального восприятия молодёжи.
  • Расширение контрольно-измерительного сопровождения.
  • Создание избыточности представленного материала для возможности выбора при решении поставленных задач.
  • Постоянное обновление представленного материала.

Доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «МИЛ» и заведующая лабораторией модернизации гуманитарного образования в мегаполисе НИИСО МГПУ Алла Викторовна Кирилина предложила несколько расширить заявленную тему Круглого стола. «Научная и педагогическая коммуникация в эпоху смены технологий» непосредственным образом влияют на понимание современной типологии «электронного учебника». Условно можно выделить три основных типа «электронных учебников»: 1) современный аналог существующего учебника на электронном носителе (сканирование бумажного варианта); 2) идеальный вариант, учитывающий соблюдение общедидактических принципов и реализующий всю полноту возможностей новой интернет-коммуникации (набор инструкций и аспекты контроля); и 3) различные промежуточные формы, складывающиеся, как правило, стихийно и представляющие собой отражение повседневного преподавательского опыта.

В ходе приближения к идеальному варианту необходим отход от буквальной замены текста его электронным вариантом и переход к акцентуации самостоятельной работы с носителем информации.

После основных докладов завязалась оживлённая дискуссия. В дискуссии приняли участие доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ века МГПУ и главный научный сотрудник лаборатории модернизации гуманитарного образования в мегаполисе НИИСО МГПУ Альфия Исламовна Смирнова, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории модернизации гуманитарного образования в мегаполисе Геннадий Геннадьевич Слышкин, сотрудница лаборатории модернизации гуманитарного образования в мегаполисе МГПУ Галина Васильевна Погорелая. Заведующая кафедрой истории и культурологи ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» Марина Ивановна Смирнова и её коллега Лилия Николаевна Демидионова представили собравшимся презентацию «Электронные образовательные ресурсы: проблема применения», составленную с учётом перехода на новый образовательный стандарт и дальнейшим сокращением часов на изучение курса «Отечественная история».

По окончании дискуссии проректор по научной работе НОУ ВПО «МИЛ » Алла Викторовна Кирилина подвела итоги, выразив искреннюю благодарность её участникам, докладчикам и преподавателям московских и российских вузов, организаторам мероприятия, и зачитала проект резолюции Межвузовского научно-практического Круглого стола «Электронный учебник как инструмент преподавания гуманитарных наук». После краткого обсуждения резолюция была единогласно принята.

Информационное письмо

Уважаемые коллеги!

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(Институт гуманитарных наук и лаборатория модернизации гуманитарного образования в мегаполисе)

Приглашают Вас принять участие в межвузовской научно-практической конференции-семинаре

«Электронный учебник как инструмент преподавания гуманитарных наук»

15 июня 2012 г.

На обсуждение выносятся следующие проблемы:

  • Роль и место электронного учебника в учебном процессе образовательного учреждения;
  • Интерактивное гуманитарное знание;
  • Книжный или электронный учебник;
  • Практические основы использования электронных учебников в самостоятельной работе школьников и студентов;
  • Электронный учебник и проблемы контроля знаний и умений по гуманитарным дисциплинам.

В работе конференции примут участие ученые, преподаватели ВУЗов, учителя, методисты, аспиранты.

Конференция-семинар состоится 15 июня 2012 г. в г. Москве в здании НОУ ВПО «Московский институт лингвистики» по адресу: г. Москва, ул. Новомосковская, д. 15а

Оргвзнос составляет 1900 рублей и оплачивается при регистрации.

Все участники получат для апробации и использования базовый мультимедийный учебник по дисциплине «История» для бакалавров, подготовленный коллективом кафедры политической истории Южного федерального университета.

Электронная регистрация участников до 1 июня 2012 г. по адресу:

DikovaE@mgpu.ru; NazarovaE@mgpu.ru

kirilina-3-1 kirilina-4-1
banner